Среди заёмщиков растет доля граждан, получивших новый кредит уже при наличии серьёзных проблем с выплатами ранее взятых, отмечает газета «Известия».

Руководитель направления развития продаж банка «Интеза» Антон Лопанцов, комментируя полученные данные, указал на снижение качества заёмщиков в свете общей закредитованности населения.

«На этом фоне банки, ведущие агрессивную кредитную политику (чаще через экспресс- и PoS-кредитование), вынуждены снижать планку требований к профайлу клиента», — объяснил собеседник газеты.

Если проанализировать перечень таких заемщиков, получивших новый кредит при наличии проблем с обслуживанием текущих обязательств, то в списке кредиторов будут встречаться одни и те же банки.

Начальник управления розничных продуктов «Локо-банка» Светлана Повикалова соглашается, что индекс кредитного здоровья заёмщиков низкий – клиенты не рассчитывают свои силы и зачастую берут кредиты, не задумываясь: на квартиру, следом на машину, дачу, новый iPhone. В то же время, по её словам, существует пул банков, которые пользуются только одним бюро кредитных историй. В связи с этим они не в полной мере при выдаче нового кредита способны оценить реальную финансовую нагрузку на заёмщика.

«К сожалению, качество заёмщиков часто не совпадает с аппетитами банкиров, — говорит старший аналитик ИГ «Норд-Капитал» Сергей Алин. — Надёжного и стабильно среднего класса у нас в стране фактически нет. Разрыв между доходами очень велик. Тот, кто побогаче, кредиты брать не будет. Остаются более уязвимые в финансовом плане граждане. В итоге своеобразного кризиса жанра банкиры вынуждены кредитовать даже людей с приличной просрочкой».

По статистике, доля заёмщиков, не имеющих просрочки ни по одному действующему кредиту, снизилась с 87% в июле–сентябре 2013 года до 81% в III квартале 2014-го.