Ростелеком" открыл сервисно-поисковую платформу "Спутник" для бета-тестирования. Об этом в ходе Петербургского международного экономического форума заявил вице-президент "Ростелекома" Алексей Басов.
"Мы занялись этим проектом, поскольку увидели окно возможностей на этом конкурентном рынке (интернет-поисковиков). Около 40% населения России никогда интернетом не пользовалось или пользуется очень редко - есть колоссальный ресурс для роста", - сказал Басов.
В "Ростелекоме" считают, с ростом доли в российской интернет-аудитории новых пользователей будет расти важность социальных сервисов. Эту нишу и собирается занять новый поисковик. В частности, речь идет о поиске конкретных лекарств в ближайших аптеках, ценах на бензин на конкретных автозаправках и так далее, пишет Интерфакс.
Сейчас подобным сервисам приходится конкурировать с коммерческим сектором, поэтому необходима платформа, при помощи которой социальные сервисы будут легко находиться пользователями, подчеркнул Басов. "Считаем, что пользователь в своем поведении (в интернете - ИФ) может работать с несколькими поисковиками при решении разных задач", - добавил он.
По данным "Ростелекома", "Спутник" представляет собой сервисно-поисковую платформу, ядром которой являются поисковые технологии. Их дополняют три сервисных направления: "информационная среда" (новости, интернет-трансляция 40 ТВ-каналов, информация о погоде), "повседневные задачи" (поиск работы, лекарств, заправка автомобиля и т.п.), "госуслуги и сопутствующие сервисы" (виджеты госуслуг, поиск социальных служб рядом, оплата ЖКХ, получение важной информации).
"Спутник" является коммерческим проектом, но в ближайшее время монетизация платформы не планируется. В дальнейшем "Ростелеком" собирается зарабатывать на нем двумя способами - по классической рекламной модели, а также на тразакционной модели.
В настоящее время пользователям доступна бета-версия "Спутника". Директор по продукту ООО "Спутник" (дочка "Ростелекома, реализующая проект – ИФ) объяснил необходимость бета-версии тем, что дальнейшее развитие платформы невозможно без участия живых пользователей , так как поисковик должен "научиться взаимодействовать с ними". В ходе бета-тестирования платформы, срок которого точно не определен, компания планирует заниматься расширением продуктовой линейки сервисов, развитием поисковых технологий и обучением поисковых алгоритмов работе с реальными пользователями.
Как сообщалось, определенная информация о проекте "Спутник" появилась в прошлом году. При этом проект назывался государственным интернет-поисковиком, который планируется продвигать с помощью установки по умолчанию в органах власти и госкомпаниях. Козлов частично подтвердил эту информацию, заявив, что "Спутник" ориентирован на взаимодействие с госорганами. В частности, речь идет об индексации данных из информационных систем госорганов. При этом, по словам Козлова, в компании не рассчитывает на обязательное использование платформы в госорганах.
Напомним, идея создания государственного интернет-поисковика появилась в администрации президента РФ в 2008 году. В Минкомсвязи ранее заявляли, что разработкой нового поисковика занимаются частные компании при поддержке ведомства.
В октябре прошлого года инвестиции "Ростелекома" в "Спутник" оценивались в $20 миллионов. По словам Басова, компания инвестировала в проект меньше, чем в итоге получила, например, от инвесторов компания Get Taxi ($42 миллиона). Сейчас в ООО "Спутник" работают 170 человек.
Россия является одним из немногих крупных рынков (наряду с Китаем и Южной Кореей), лидерство на котором принадлежит национальной поисковой системе. Доля "Яндекса" на рынке интернет-поиска, по данным ресурса Liveinternet.ru, в апреле текущего года составила 62% (доля ближайшего конкурента Google - 27,6%).